Электронная подпись в 2021 году в России
Что такое электронная цифровая подпись
Подпись в электронном виде позволяет подписывать документы также, как собственными руками чернилами. Набор цифровых ключей или кодов и паролей – это и есть компьютерная виза.
Простая электронная подпись подтверждает личность обладателя. Квалифицированная виза более сложная и защищает документы от взлома и мошенничества. Специальный сертификат подтверждает оригинальность образца.
В России разработано три вида электронных подписей:
- простая;
- усиленная неквалифицированная;
- усиленная квалифицированная.
Усиленная квалифицированная – аналогична собственноручной. Имеет юридическую силу. Не требует дополнительных соглашений о своем признании. Востребована обычными гражданами, не занимающимися бизнесом. Выдается аккредитованным удостоверяющим центром.
Усиленная неквалифицированная – используется в электронном обороте документов. Требует заключения соглашения о пользователях. По ней определяется автор документа. и обнаруживается фактор взлома. Если после подписания бумаг в цифровом виде в них внесут изменения, это сразу станет заметно.
На заметку! Стоит ли покупать акции Сбербанка сегодня в 2021 году
Простая электронная – код подтверждения заявки на пользование документами в компьютерном варианте. Высылается на мобильный телефонный номер в виде смс для подтверждения входа. Имеет цифровой вид. Выдается в обмен на написание логина и пароля.
Где используют электронную цифровую подпись
Документы, агентские договора, внутренние документы, не требующие личного присутствия – удобно подписывать ЭЦП.
Виза, усиленная защитой, будет пригодна в использовании для приобретения квартиры, оформления ипотеки.
Сделки можно будет совершать, не выходя из дома. Даже посылки и заказные письма на почте станет возможным получать без предъявления паспорта.
На заметку! Как узнать, продлили ли инвалидность автоматически или нет
Электронная подпись в 2021 году в России: новые и старые данные
Усиленная квалифицированная используется для оформления риэлтерских документов, при покупке недвижимости. Позволяет частным лицам отправлять документы в любые инстанции, подавать иски, переписываться с налоговой.
Усиленной неквалифицированной подписывают документы в налоговую, агентские соглашения, внутренние бумаги, договора.
Изменения в законодательстве
Коммерческие АУЦ (аккредитованные удостоверяющие центры) должны пройти перерегистрацию в соответствии с измененными требованиями в законодательстве (ФЗ 63). Срок действия сертификатов, выпущенных АУЦ, ограничивается 1 января 2022 года.
АУЦ Федеральной налоговой службы планируют оказывать услугу по выдаче электронных подписей безвозмездно с 1 июля 2021 года. Новые Правила получения и использования ЭП окончательно вступят в силу с начала будущего года.
Задачами аккредитованных удостоверяющих центров ФНС станут:
- проверка действительности электронных подписей;
- проверка уполномоченных действий участников взаимодействия;
- определение подлинности сертификатов;
- хранение и использование дистанционных ЭП.
Использование дистанционных электронных подписей позволит владельцам ставить автограф на документы в электронном виде с любого устройства, не подключая специальную программу.
С 2022 года сотрудники компаний смогут подписывать документы только как физические лица. Используя личный автограф в цифровом вид, прилагая доверенность. Только главы предприятий смогут расписываться как юр. лица.
Не нужно будет наделять, например, бухгалтера правом подписи. Доверенность в компьютерном виде заменит такое распоряжение. Система автоматически проверит полномочия и примет решение о принятии или отказе документов.
Как защитить электронную подпись
Новые правила получения ЭП позволят уменьшить риски мошенничества и сделать процедуру более надежной. Так называемый «сертификат подписи» описывает процесс подтверждения личности.
Для подтверждения электронной визы необходимо явиться лично или предоставить:
- при дистанционной замене – действующий сертификат;
- биометрические данные из загранпаспорта для оформления новой ЭП;
- биометрические данные из единой базы.
Удостоверяющий центр будет хранить все данные по созданию электронной визы. Легко будет отслеживать весь путь подписанных документов.
Какие организации заверяют электронные подписи
Простая электронная подпись становится доступной при получении кода доступа в обмен на введения логина и пароля. Так происходит при регистрации на портале Госуслуг.
Если в дальнейшем возникает потребность пользоваться услугами государственных и муниципальных учреждений, нужно обратиться в многофункциональный центр. Предъявляется паспорт, СНИЛС и пишется заявление.
Специально аккредитованные удостоверяющие центры на платной основе визируют электронные подписи усиленные квалифицированные.
В АУЦ электронное факсимиле смогут получать:
- физические лица;
- физическое лицо, действующее по доверенности за юридическое лицо.
Удостоверяющий центр Федерального Казначейства оформляет квалифицированные подписи следующих представителей:
- организации, подведомственные городским администрациям;
- органы местного самоуправления;
- должностные лица органов законодательной и представительной власти.
Удостоверяющий центр Центробанка РФ будет выдавать электронные подписи:
- индивидуальным предпринимателям;
- не кредитным финансовым организациям;
- операторам платежных систем;
- кредитным организациям.
Аккредитованный удостоверяющий центр федеральной налоговой службы начнет работу с 1 июля 2021 года. Станет выпускать и выдавать квалифицированные электронные подписи при личном присутствии без доверенности:
- нотариусам;
- лицам, действующим от имени организации;
- юр. лицам;
- индивидуальным предпринимателям.
Итоги
С 1 июля 2021 года в России использовать нотариальную доверенность для получения электронной подписи будет невозможно.
Будущий владелец электронного факсимиле должен лично являться в аккредитованный центр.
Для дистанционного подтверждения росписи разработаны особые правила.
Опубликовано 10.03.2021